Записки архивариуса

Дорога на Голгофу

1912 г. В центре с Крестом Игумения Вирсавия, рядом с ней вторым, третьим и четвертым рядом монахини, а первым рядом сидят воспитанницы монастыря. Многим из них уготована была судьба мученическая - путь на Голгофу!

Самая трудная глава, к которой приступаю. Точнее – боль…

Раскрывая страницы истории Успенского монастыря, понимаю, что в этих записках немного и не так подробно, как хотелось бы мне, рассказываю. Это просто «записки», это огромное желание, чтобы напомнить историю этого уголка нашей России, чтобы не исчезли люди и их судьбы в истории.

Только что я обнаружила записи о смерти 10 монахинь в 1919, 1920, 1921, 1923 г.г. их имена не написаны на памятнике, стоящем на Алексеевском кладбище, там имена с 1924 г. Почти всем им за 70 лет, труды их были уже только молитвенные. Среди них монахиня Вероника (Кострова), дочь Новоладожского купца, который владел кирпичным заводом в Новой Ладоге. Поступила в монастырь в 1866 г., пострижена в 1901 г., отошла ко Господу в 1921 г., была похоронена на Успенском кладбище.

Совхозам в огородах и на скотном дворе работники такого возраста не нужны. Как уже писала, в 1926 г. монахини были вынуждены покинуть монастырь. То помещение в быв. Никольском монастыре, которое предложили монахиням, было площадью 70 кв. м. Это для более 70 человек. Вот и пришлось решать им: кто переезжает туда, а кто ищет другое место жительства.

К 1930 г. все монахини - это больше 70 человек - были выселены из Старой Ладоги, и лишены прав.

Начиная с 1935 г. монахинь высылали в Казахстан. Всех имен мы не знаем пока, об их судьбах позднее тоже. Надеемся, что будем получать информацию от родных.

Вот история нашего времени. Какая-то из монахинь увезла с собой Евангелие, которое в 1885 г. была подарена нашему священнику Василию Полетаеву, служившему в нашем монастыре с 1865 по 1887 г.г. На книге надпись: «Честнейшему Отцу Протоиерею Василию Ивановичу Полетаеву в день посвящения его 17 марта 1865 года, усердствует монахиня Вирсавия». Нам его передали (подарили) родственники иподьякона Мануила, который много лет служил при архиерее Ташкентском. Вероятно, при их поездках по епархии много лет назад и была ему передана эта книга.

Евангелие отца Василия Полетаева (подаренная монахиней Вирсавией)

Это истории монахинь, а ещё есть истории наших священников, убиенных или переживших время репрессий. Я упоминала о нашем подворье в Петрограде-Ленинграде. Оттуда начались первые аресты наших монахинь, с 1932 года. О подворье и его истории расскажу в следующих «записках».

С 30-х годов на много лет скрылась монашеская жизнь. Но… никуда не делась сама обитель: оставались церкви, оставалась ограда, оставались Иконы, которые выставлялись на выставках в музеях, а, главное, оставалась память. Во всех документах писалось: «в бывшем Успенском монастыре…». На территорию монастыря в 1931 г. планировали перенести и вспомогательную школу с 350 воспитанниками из Старой Знаменки под Петергофом.

Вначале войны детский дом, находящийся здесь, эвакуировали. Немцы подошли к окраинам города Волхова. Юго-восточная башня и стена монастыря были разрушены для установки зенитной батареи для противостояния и защиты от нападения немцев.

Тропарь новомученикам и исповедникам Российским, глас 4-й

Цвети Российскаго луга духовнаго в годину лютых гонений дивно процветшии новомученицы и исповедницы безчисленнии: святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшии, молитеся Ему, яко насадителю вашему, да избавит люди Своя от безбожных и злых, да утверждается же Церковь Русская кровьми и страдании вашими во спасение душ наших.

О новомучениках и исповедниках Российских

Новомучениками и исповедниками Российскими называют людей, принявших смерть за веру в годы гонений на церковь после Октябрьской революции. В церковной среде поминовение о невинно пострадавших от рук безбожников стало совершаться уже в 1918 году, после издания Поместным собором в Москве определения «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Определением в частности устанавливалась единая дата молитвенного поминовения — 7 февраля по новому стилю если этот день совпадал с воскресным днём, а если не совпадал — то в ближайшее воскресенье после указанной даты. С какими просьбами обращаются к новомученикам и исповедникам Российским Об укреплении веры чаще всего и молятся новомученикам и исповедникам Российским. А ещё о том, чтобы стойко и без ропота выдерживать испытания, и, когда это потребуется, не бояться жертвовать за истину всем что дорого, даже собственной жизнью.