Записки архивариуса

История. Игумения Дионисия (Аносова Мария)

Еще об одной нашей настоятельнице, которая управляла монастырем 39 лет, расскажу подробнее. Дионисия (Аносова Мария), была Игуменией монастыря с 26 января 1856 г. по ✝30 августа 1895 г. (преставилась в 96 лет).

Из послужного списка: Дочь костромского дворянина; в 1842 году приняла постриг в Воскресенском Горицком монастыре Кирилловского уезда Новгородской губернии, с 1846 года исполняла послушание казначеи новооснованного Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Определена настоятельницею Успенского девичьего монастыря 26 января 1856 г.

В монастыре учреждается общежительский устав и вводится общая трапеза. Ранее, приходящие в монастырь женщины, должны были питаться на свои средства, могли заработать, помогая в огородничестве жителям Ладоги; ухаживая за больными; читая псалтирь по умершим... На свои средства строили и деревянные домики для проживания. Согласно устава, после смерти владелицы домика, он переходил в собственность монастыря. Введение общежительской жизни положительно сказалось на будущем процветании обители. В основном в монастырь шли местные жители, крестьянки, имеющие скромные доходы. А в те года потянулись вдовицы, сироты, одинокие…

В 1861 г. по монастырю числилось: 1 игумения, 2 казначея, 20 монахинь, 28 послушниц, 130 человек проживающих на богомолении (или приуготавливающиеся к монашеской жизни).

К 1870 г. к прежним угодьям и вотчинам, которые были возвращены монастырю после набега шведов Великим Князем Михаилом Федоровичем при старице Акилине, добавлялись пожертвованные и завещанные. Это: под бичевником р. Волхов; пустошь Выдрино-пахотная и сенокосная земля; по р. Сясь; лесной участок Соловьевской дачи; несколько участков огородной земли в Старой Ладоге; пашенная, луговая, сенокосная земля в местечке «Сельцо-Дубки», земля и лавки в Новой Ладоге… Благотворителями и завещателями выступали Новоладожские купцы; С-Петербургские купцы; проживающие на богомолении. Пользуясь и обрабатывая эти земли, монастырь мог прокормить живущих и помочь нуждающимся.

Игумения Дионисия, продолжает труды своих предшественниц по строительству. В 1860 г. восточную сторону ограды придвигают ближе к Волхову на 30 метров с устройством в ней двух ворот. К 1862 г. по проекту епархиального архитектора А.М. Горностаева строится каменный корпус с трапезной для проживания сестер и больничный корпус с Крестовоздвиженской церковью (которая была освящена 13 сентября в дни празднования 1000-летия Руси).

Я уже писала о Крестных ходах, которые проходили по православным праздникам и знаменательным датам и после Литургии выходили из ворот Успенского монастыря. В 1857 г. в Старой Ладоге начался пожар, жители со священниками и иконами обошли город, пожар утих. С того года по просьбе жителей Старой Ладоги с благословения викария С-Петербургской епархии в память избавления от пожара проходил крестный ход вокруг селения.

Много сестер – много и забот, и характеров, человеческих страстей…

В Духовную Консисторию приходит жалоба на управление игумениею монастырем. В жалобе говорится, что строга с сестрами; что службы редкие и короткие; что неправильно распоряжается деньгами; что редко приходит на общую трапезу; насильно переселила сестер в каменный корпус; две послушницы ушли из монастыря в С-Петербург. Проверку проводил благочинный монастырей С-Петербургской епархии настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий. В рапорте на имя митрополита Исидора отмечает: «…побеседовал с сестрами - они довольны игумениею (кроме 2 сестер); службы ежедневны – Литургия и повечерие, с вычитыванием всех молитв; ежедневно чтение Акафистов; приходорасходные книги в исправности; в трапезную игумения приходит, если свободна от занятий. По своему благоразумению и сердобольности учредила общую трапезу. Ее предшественницы тоже хотели, но по скудости средств не смогли. Игумения Дионисия нашла возможным (нередко добавляя собственные средства) сделать трапезу из 3 блюд из огородных продуктов. В начале целью было удовлетворить потребности престарелых и больных, которые по своему состоянию лишены были возможности снискать для себя насущный кусок хлеба. В настоящее время трапезой пользуются все 180 сестер. Келейный корпус для сестер был поставлен на месте 4 деревянных домиков сестер. Домики уже были ветхие, холодноватые. После постройки нового корпуса сестер, ранее проживающих в снесенных домиках, поселили в келиях каменного корпуса. К настоятельнице они претензий не имеют. Чувство милосердия к бедным, неимущим, болезненным сестрам у игумении Дионисии развито в чрезвычайной степени…».

Две послушницы самовольно ушли в С-Петербург к Г-же Татьяне Борисовне Потемкиной, которая иногда приезжает в монастырь на богомоление. Г-жа Потемкина направляется вновь просить игуменью принять их в Успенскую обитель. Отец Благочинный на поступившее предложение ответил отрицательно.

За настоятельские труды была награждена: от Св. Синода наперсным крестом; объявлено ей пастырское благословение за усердную попечительность в пользах вверенной ей обители; объявлено ей Архипастырское благословение Его Преосвященством митрополита Исидора за труды на пользу обители и заботливости о нравственности сестер; объявлено ей Архипастырское благословение за усердие к благоустройству обители; удостоена благословение Св. Синода за отлично усердную службу; по Высочайшему удостоинию Их Императорских Величеств награждена знаками Красного Креста; по Высочайше утвержденному удостоинию Святого Синода награждена золотым наперсным крестом с украшениями.

В эти года появились священнические династии – Вещезеровы, Щедровы, Дубенские, Листовы.

В 1865—1887 гг. монастырский причт возглавлял кандидат богословия священник (с 1825 г. протоиерей) Василий Полетаев. При ежегодном осмотре монастырей благочинными, в отчете написаны такие слова «…Жажда знаний истины Веры и нравственности христианской в народе велика, и там, где раздается слово назидания, церкви переполнены народом. Священников – проповедников любят чрезвычайно».

О наших священниках я писала в заметках.

На кладбище Успенской обители, о которой Игумения Дионисия заботилась 39 лет и 7 месяцев, она и была похоронена. Точное место не известно, но по возрождению монастыря в 2005 г. на берегу р. Волхов нашли надгробный камень с ее могилы. Сейчас этот камень стоит за алтарем Успенской церкви.

Келейный корпус Крестовоздвиженский храм Бревна, которые использовались для строительства Крестовоздвиженской церкви в 19 в. (сфотографировано при реконструкции церкви в 2012 г.) Надгробный камень