Записки архивариуса

Алексеевское кладбище

В эти послереволюционные годы монастырская небольшая кладбищенская церковь в честь св. Алексия Человека Божия станет духовным и молитвенным прибежищем для прихожан Успенского монастыря. Поэтому расскажу о ней подробнее.

К 1820 годам на монастырском Успенском кладбище, которое находилось на территории, оставалось мало места, не занятого могилами. На нем много лет хоронили монахинь, священнослужителей монастыря и членов их семей, прихожан. В 1826 г. Игумения Поликсения обратилась к начальству с просьбой об отводе земли. Но до 1830 г. вопрос не решался, даже Новоладожский земский суд снова спрашивал у Игумении (а тогда ею уже была другая – Феврония): нужна ли земля ? А если нужна то в каком месте и в каком количестве? Игумения указала землю лежащую недалеко от монастыря, принадлежащую казенным крестьянам Ивановской подмонастырской слободы. В указанном месте землю отмежевали в количестве 2 десятин 1761 кв. сажень, крестьянам было выдано вознаграждение «каждой мужеской душе по 20 коп. - общая сумма 100 рублей серебром».

При сем межевании были: депутат со стороны казенных крестьян дер. Ивановской Подмонастырской слободы помещик Новоладожского округа Александр Васильев, Госпожа Игумения Староладожского Успенского девичьего монастыря Феофания, священник того же монастыря Матфей Иоанов сын Вещезеров, староста Господина помещика Алексея Романовича Томилова Михаил Никитин и понятые стороннии люди, крестьяне Г. помещика Балка деревни Зеленая Долина Стефан Григорьев, Григорий Сергеев, Сильвестр Иванов; помещицы Богдановой дер. Трусова Федор Егоров; помещицы Косториной сельца Авдотьевщина Стефан Алексеев; помещика Томилова дер. Мякинкино Иван Ивлев, Терентий Алексеев. Михаил Яковлев; дер. Ахматова Гора Петр Терентьев, Николай Федоров, Егор Алексеев; помещика Смирнова дер. Местовка Матвей Федотов. Подписи их на плане межевания за 1837 г.

Изначально на кладбище строится каменная часовня, а потом представился благодатный случай обратить часовню в церковь. В 1832 г. С-Петербургский купец Семен Калинин жертвует 9000 руб. на пристройку к часовне каменного алтаря во имя св. Алексия человека Божия. Архитектором этой церкви стал Авраам Мельников (он часто гостил у местного помещика Томилова Романа Алексеевича). Церковь кирпичная, на каменном фундаменте с цоколем из известняковых плит, крыльцо-паперть из плитняка, деревянный купол, длина церкви 19 м, ширина 8 м. Вокруг церкви планировалось поставить каменную ограду, но так и не было это сделано.

А. И. Мельников - умер 1 января 1854 г., похоронен на Смоленском кладбище, могила утеряна, т к. семья не смогла ремонтировать могилу

29 октября 1933 г. церковь освящена Зеленецким архимандритом Кириллом. Купцу Калинину объявлено благословение св. Синода за пожертвования. Церковь и кладбище числятся за монастырем. Проделана дорога до кладбища. С того времени в ней стали крестить, венчать и отпевать прихожан. Но хоронили и на Алексеевском кладбище, и на Успенском. Монахинь отпевали и хоронили под стенами Успенского храма.

Ещё забота прибавилась монастырю: содержать в достойном порядке церковь, исполнять священнослужителями требы и в этой церкви, ремонтировать при надобности. При Иг. Маврикии в 1854 г. купол перекрыли гонтом, т.к. потек после сильных дождей. А к 1870 г. при ремонтных работах установили три железные печи для обогрева. Отпевание умершего проводили священник, дьякон и псаломщик. Проводить в последнюю дорогу в церкви собирались до 300 ладожан, такая вместимость помещения. Какую ответственность чувствовали люди перед своим земляком - помочь в единой молитве предстать перед Богом! (Сейчас в С-Петербурге на кладбищах вместимость некоторых новых церквей до 20 (!) человек.)

При докладе в 1870 г. в Духовную Консисторию епископ Ладожский преосвященный Павел сообщал: «В Успенском монастыре Алексеевская кладбищенская церковь весьма удовлетворительно ремонтирована и снабжена печами для отапливания ея зимою. Монастырь во всех отношениях найден в отличном порядке».

Одна из монахинь несла послушание при церкви: уборка, приготовление к требам, свечница…

Сохранился акт проверки Алексеевской церкви представленный в Духовную Консисторию за 1904 год Благочинного по Новоладожскому уезду Петром Быстряковым, где записано: «Всё найдено в исправности. Святой Антиминс чистый и крепкий. Церковь утварию достаточна. Церковным хозяйствам, а равно и суммами и отчетностию заведывает монастырь.» Акт подписан настоятелем Алексеевской церкви протоиереем Александром Листовым, протоиереем Михаилом Лебедевым, священником Виктором Дубенским, дьяконом Константином Белавиным. (О священниках наших напишу отдельно – служили Господу в монастыре династиями, которые кстати, не закончились.)

В тот год заведовала кладбищенской Алексеевской церковью монахиня Поликсения (Иванова) 64 лет. Она поступила в монастырь в 1857 г., пострижена в монашество в 1892 г. В ее послужном списке отмечалось, что «способностей очень хороших и усердна в послушаниях». До этого послушания она пела на клиросе. Отошла ко Господу в 1908 г. На послушании в церкви встала Наталия Максимова 56 лет. Из послужного списка: «В монастырь поступила в 1873 г., определена послушницею сего монастыря в 1901 г. Заведует кладбищенскою Алексеевскою церковью и отправляет чреду неусыпаемого чтения псалтири».

В 1903 г. притч помещается в новоустроенном от монастыря каменном здании. Школ в приходе три: одноклассная Министерская – в Старой Ладоге, в ней учащихся детей: мальчиков - 41, девочек - 17. Законоучителем состоит протоиерей Александр Листов…

1919 год – обращение прихожан в Волховский УИК с заявлением о регистрации Успенско-Алексеевской общины. Ответственный – Большаков Михаил Васильевич, проживающий в д. Ахматова Гора. На вопрос о цели возникновения ответ – «удовлетворение церковных потребности прихожан, потребности на содержание причта».

Разрешение получено. Если ранее службы проходили и в Успенском храме, то теперь только в Алексеевской церкви. Одним из священников был протоиерей Николай Викторович Смирнов. В 1920 г. причт церкви пишет заявление в Земельный отдел, с просьбой разрешить пользоваться в 1920 г. огородом, находящимся около причтового дома, которым они пользовались ранее, т.е. 7 семей в 24 едока: Дубенский - 7, Смирнов - 6, Тихомиров – 5, Конокотин – 1, Ильичева – 3, Дубенская - 1, Лебедева – 1. Да, столько человек входило в состав причта - в монастыре действовали три церкви, часто службы шли одновременно в двух, а ещё в С-Петербурге действовало подворье монастыря. (Это нынешнее подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря на Нарвском проспекте дом 1/29 – о нем тоже будет рассказано). До 1925 г. землю разрешали использовать. А с 1925 г. составляются списки тех, кого лишают избирательных прав. Монахи, монахини, священнослужители и члены их семей в этом списке. И ладно бы, что им запрещено голосовать на выборах депутатов, в эту программу входило запрещение принимать на работу, выделять земельные наделы.

Вот и подошли к годам, когда началось планомерное уничтожение монашества и священства, последним годам молитвенного пения в церквях..

К 1930 гг. часть монахинь переехала в помещение б. Николаевского монастыря в маленькое здание амбулатории, некоторые ушли жить к родственникам или прихожанам, кто-то уехал в другие местности… До 1937 г. в храме службы продолжались, служил протоиерей Виктор Семенович Дубенский, в этом году он умирает. Хоронят его за алтарем Алексеевской церкви. Прослужил он в Успенском монастыре с 1902 г. (Через 20 лет рядом положат его жену - Лидию Алексеевну.)

Виктор и Лидия Дубенскии. Свадебная фотография 1901 г.

А через 2 года по Постановлению Президиума Ленинградского Областного Исполнительного Комитетеа от 11 мая 1939 г. по вопросу о «Ликвидации молитвенных зданий» - Алексеевская церковь закрывается, а здание передается Староладожскому детдому.

Состояние церкви до ремонта в 1990 г. Состояние церкви до ремонта в 1990 г.

Точно сказать, для чего использовалось здание, не могу (вот вопрос - как можно использовать церковь на кладбище?). Но без присмотра и ремонта оно пришло в запустение: провалился купол, появилась плесень на стенах… Только в 1990 гг. Волховский алюминиевый завод восстановил церковь по возможностям. Полностью восстановлена в 2012 г. под присмотром Игумении Ангелины. С этого времени службы в церкви проходят на все Дни Поминовения усопших, совершаются отпевания. Фотографии восстановления церкви и первой Литургии можно увидеть в альбомах группы.

Церовь после ремонта алюминиевым заводом (2008 г.)

Пишу подробно фамилии местных жителей в надежде, что кто-то узнает в этих историях своих прадедов, ощутит ещё крепче свои «корни» ладожанина.

В наше время некоторые жители Старой Ладоги вспоминают, что их родителей в этой церкви венчались.

Ну и немного из местных историй: во время Великой Отечественной войны на крыше церкви задержали ракетчика-шпиона, который запускал ракеты в сторону Плеханово, где стоял авиационный полк, показывая немцам цель уничтожения.

Первые иконы Хорос Первая Литургия в 2013 г. Храм после капитального ремонта в 2013 г.