Записки архивариуса

История. Игумения Евпраксия

Игумения Евпраксия игуменствовала со 2 февраля 1779 — вышла на покой 22 июня 1822 г. Родом из города Торопца в крещении Евдокия (Нахотинина) купеческая дочь, родившиеся в 1733 г. или 1734 г. Вероятно, для избежания понуждения к супружеству родственниками, в 1758 г. оставила дом дяди, где жила после смерти родителей и тайно ушла в Арзамасский новодевичий во имя Алексия человека Божия монастырь. Это был один из духовных центров того времени, связанный с Саровской пустынью, сестры вели строгую жизнь постниц. Монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре — бревенчатую холодную Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: во имя преподобного Алексия человека Божия, во имя священомученика Филиппа, митрополита Московского и во имя преподобной Марии Египетской. Согласно описи 1686 года, у восточной стены монастыря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых. В 1753 г. освящается теплая каменная Успенская церковь. В этом монастыре 3 года она проходила первые послушания; по упразднению оного в 1764 г. переведена в Николаевский монастырь того же города.

Арзамасский Алексеевский новодевичий монастырь. 1 – Успенская каменная церковь с приделом свт. Алексия Человека Божия; 5 – больничная церковь влмч. Варвары

Подробности вступления в монашество Евдокия (Евпраксия) не любила вспоминать и рассказывать о трудах своих, только впоследствии немного сообщила своей келейнице монахине Елпидифоре. Евдокия была небольшого роста, здорового и крепкого телосложения. В начале ей было трудно переносить скудную и суровую пищу постниц (грубые овощи без масла и приправы), ржаным хлебом. Привыкшая к городскому прихотливому столу, с трудом употребляла эту пищу, о чем очень сокрушалась, молилась со слезами. Скоро была утешена Богом, даровавшем ей силу для подвига воздержания. В эти первые года в послушническом повиновении и постничестве ее постигла тяжкая болезнь. Она лежала расслабленная, без движения, только тихое дыхание свидетельствовало о жизни. Однажды, когда полумертвая она лежала в келии, услышала пение хора, который пел тропарь Успения Богородицы: «В Рождестве девство сохранила еси..». С последними словами тропаря: «избавляеши от смерти души наша», Евдокия увидела в дверях своей келии икону Успения Божией Матери, которую внесли два мужа в дьяконских стихарях, и поставили перед ее одром. Евдокия радостно и благодарно подумала, что это сестры послали для ее утешения. С умилением сердца Евдокия устремила взор на изображение, которое вдруг одушевилось, Богородица восстала с одра своего и простерла руку к болящей со словами: «Возстань и укрепляйся в силах. Ты еще должна послужить мне много». В скором времени о месте ее пребывание стало известно дяде, который был придворным протоиереем в Петербурге, и вызвал ее к себе. Вероятно, услышав о существовании близ Петербурга обители Успения Богородицы, она в 1768г. оставила дом дяди и направилась к Старой Ладоге с твердым намерением вступить в число сестер этой обители. Игумения Евфимия приняла ее благосклонно и отвела келию. В ней Евдокия начала подвизаться в молитве, в молчании, посте, питаясь ржаным хлебом и квасом, который приносила ей одна ладожская женщина. Только Бог видел сокровенное ее жительство. Она взяла на себя послушание чтение псалтири нал покойниками в церкви. Храня спокойствие сестер, помогая в немощи ближним, заступала в их очередь. Пришло установленное время пострига. Преемница игумении Евфимии , Александра Шубина, в 1777 г. постригла Евдокию в мантию с именем Евпраксия и объявила свое намерение сестрам о Евпраксии – как своею преемницей. Евпраксия пыталась убедить оставить ее простой монахиней и не возлагать на нее труды, которые казались выше ее сил. Игумения Александра верила в правильность своего решения. 2 февраля 1779 г. монахиня Евпраксия была посвящена преосвященным Гавриилом, архиепископом новгородским и С-Петербургским в сан игумении Успенской обители в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. Игумения Александра была переведена в Новгородский Сырков монастырь, где и почила в 1797 г. Образ жизни ее должен был измениться, имея попечение обо всем монастыре. Ее заботам предстало:

   В доношении в Духовную Консисторию в 1784 год от игумении Евпраксии:

   В Староладогском Успенском девичьем монастыре церковь Успения Пресвятая богородицы 
   о трех престолах
        Попов 2
        Церковников 2
        Приходских дворов в 14 селениях
        Помещичьих 2
        Мещанских 20
        Крестьянских 63
   ----------------------------------
        Итого 85
        По ревизии 309 душ

Евпраксия сохранила древний устав монастыря – более скитский, отшельнический. Сестры жили по две в келии, молодых игумения поручала старицам под руководство. Разборчиво относилась к приему нововступающих. К 1802 г. по монастырю числились:

    1. казначея монахиня Евгения 69 л.
    2. монахиня Евлампия 74 г.
    3. монахиня Надежда 62 г.
    4. монахиня Агафия 73г. + 1807 г.
    5. монахиня Евстолия 74 г.
    6. монахиня Афанасия 69 л.
    7. монахиня Илария 73 г.
    8. монахиня Маргарита 85 л. + 1806 г.
    9. монахиня Макрина 75 л.
    10. монахиня Таисия 77 л.
    11. монахиня Ефросиния 70 л.
    12. монахиня Елпидифора 67 л.
    13. монахиня Мамельхиа 70 л.
    14. монахиня Фомаида 66 л. + 1806 г.
    15. девица на содержании Параскева Михайлова

К 1808 г. по монастырю числились:

    1. казначея монахиня Надежда 68 лет
    2. монахиня Евлампия 79 лет
    3. монахиня Евгения 74 лет
    4. монахиня Афанасия 74 лет
    5. монахиня Макрина 80 лет
    9. монахиня Илария 78 лет
    10. монахиня Таисия 81 г.
    11. монахиня Ефросиния
    12. послушница Ульяна Денисова
    13. послушница Ксения Артемьева
    14. Анна Борноволокова

Она искренне любила их, как мать детей своих; вникала в их нужды, помогала их душам утешением или полезным обличением, старалась облегчить недостатки в потребностях жизни.

(Простите, дорогие, если утомляю вас именами, но так хочется, чтобы не исчезали не только их труды по благолепию монастыря, но и имена иногда звучали в наших молитвах, сердца откликались о них и о том времени нашей истории…)

В 1786 г. Игумения пишет прошение, в котором сообщает, что в монастыре деревянная колокольня пришла в полную негодность. Желаем построить каменную, но так как в денежных средствах ограничены, покорнейше просит дать книгу для сбора средств на колокольню. По резолюции от Духовной Консистории книгу выдали на год. На собранные деньги построена двухъярусная каменная колокольня. За ее строительством Игумения строго наблюдала, для этого была сделана веревочная люлька, на которой Евпраксию поднимали на высоту строительства. При ее игуменстве деревянную ограду вокруг монастыря «всю перечинили, а много устроили вновь»; построены новые кельи взамен ветхих; построен новый каретный двор, амбар.

В 1798 г. в Успенской церкви ветхий престол и антиминс заменены на новые. Старый престол был сожжен и пепел опущен в реку Волхов. На новом антиминсе в конце июля первым служил священник Афанасий Андреев.

Антиминс

Церковь всегда сияла чистотою, порядком и освещением. В торжественные дни православных, храмовых праздников в обитель стекалось народа, духовенства из окрестностей. В праздник Успения Богородицы посещали обитель архимандриты из Александро-Невского монастыря. Неоднократно, по вере и молитве ее, являлась помощь Божия в случае недостатков или затруднительных обстоятельств. В одной из трудных ситуаций, слезно молясь ночью в келии, Евпраксия погрузилась в тонкий сон и увидела пред собою окруженную сиянием прекрасную девицу в венце на голове и жезлом в руках. Погрозив жезлом Евпраксии, сказала: «Ты забыла, что мне поручено управлением твоей обители, о которой я пекусь более тебя, и что ты служишь мне одной палочкой. Отложи печаль и будь спокойна». В ней Евпраксия узнала святую великомученицу Варвару, икона которой находилась в церкви в верхнем приделе во имя святой. ФОТО новой иконы «Явление св. Варвары игумении Евпраксии» В первые годы своего игуменства Евпраксия ,скорбя о лишении прежней беспопечительности и недостатке безмолвия, прибегла с молением к Богу. В одну из ночей была утешена таинственным гласом, указавшем ей тихое убежище в Абрамовском лесу, принадлежащем усадьбе Желтухиных. Это семейство не единожды жертвовала деньги монастырю, в том числе пожертвовав и на строительство колокольни. С того времени она и избрала там пригорок в чаще леса местом молитвенного безмолвия и отправлялась туда через болото, три раза в неделю по постным дням. Позднее приказала срубить небольшую часовню под высокой сосной. А рядом ископала колодец. Молитвенное правило в часовне состояло из чтения Псалтири, акафистов и канонов, Апостольских посланий и Евангелия. Она носила туда молитвенные книги, свечи. А уповала в таком безлюдном месте от лихих людей на помощь Всевышнего. Уходя рано утром, всегда возвращалась поздно к вечеру. Однажды сильная буря пронеслась над обителью и окрестностями и свергла с церкви Успения деревянный крест, а Евпраксии было велено особым откровением снести его на Абрамовщину. Там он был укреплен.

Часовня на Абрамовщине. Фото начало 20 в.

В самый день свержения креста в далекой Брянской стороне Евдокия вдова стала на молитву, умоляя Бога наставить ее на совершение того, что угодно его Святой воле, являла Богу крепкое свое намерение. Обессиленная опустилась на землю и вдруг услышала глас: «Выйди отсюда. Здесь тебе не место. Иди и ищи монастырь, где безглавая церковь - там спасешься». Она станет сподвижницею Евпраксии и свидетельницею ее подвигов. В течение 10 лет Евдокия странствовала, ища эту церковь. Иногда она останавливалась в каком–нибудь монастыре на несколько лет, послушничала и шла дальше. Так и дошла до Петербурга, поселившись в Смольном женском монастыре, викарией (правительницей) которого была Евпраксия. Управление Евпраксиею двумя обителями, совершаемое в нестяжании и бдительности, вызывало особенное благоволение преосвященного митрополита Гавриила, который почитал ее духовною сестрою. Часто она приезжала в Петербург по делам управления. Там то о ней и ее жизни и услышала Евдокия, по влечению души намерилась отправиться в Ладогу. Смиренно просила Евпраксию принять ее в число сестер, не сразу, но игумения приняла ее. Вскоре из рассказов стариц Евдокия узнала о бывшей десять лет назад буре, которая обезглавила их церковь. Вскоре Евдокия была пострижена в мантию с именем Елпидифора. Евпраксия начала приглашать ее с собою на молитвенное хождение в пустыню. Елпидифора становилась с нею, внимая тихому пению. Таким образом Елпидифора сделалась верною свидетельницею многих чудных знамений благодати над своей духовной матерью, по запрещению самой Евпраксии хранила их в тайне до блаженной кончины ее.

Колодец на Абрамовщине. Фото начало 20 в.

В июле 1822 г. на девяностом году жизни Евпраксия просила увольнения на покой. Ей была назначена пенсия по 100 рублей в месяц. Чудным образом было ей предвещено о близкой кончине. В числе многих видений, каких удостоилась молитвенница. Она часто видела старицу Акилину, возродившую монастырь после шведского нашествия. Видела ее, обходящую в ночное время обитель с посохом в руке, некоторые монахине тоже имели утешение ее видеть. Пригласив в свою келию игумению и сестер объявила о приближении своей кончины, просила похоронить ее в схиме, которую и нашли в ларчике вместе с веригами. По неизвестности кем и когда была она посвящена в великий образ, прошение ее не было исполнено настоятельницею. Верная ее наперсница Елпидифора тайно подложила под ее тело в гробе схимническое облачение... Когда то на вопрос Елпидифоры Евпраксия ответила, что «Бог послал мне ангела своего посвятить в схиму». 23 сентября 1823 г. достоблаженная приобщилась Святых Тайн, в келии разослала рогозину, взяла в руки свое келейное распятие, зажженную свечу, возлегла на рогозину, смежила очи и тихо почила – до общего воскресения... Достоблаженная игумения Евпраксия погребена за окном главного алтаря Успенской церкви и покрыта плитой, на которой иссечена надпись, которую она хотела. Так и жила Евпраксия являя свою Любовь к Господу исполняя делом слова писания; веру проявляя делами; надеждою окрыляясь в подвигах; в терпении спасая душу свою... Была покрыта особой помощью Господом во всех трудах.

Историю жизни Евпраксии была составлена Елизаветой Шаховой (в постриге Марией), послушницей Успенского монастыря, со слов схимонахини Евдокии и иных людей, знавших подвижницу, ее духовных дочерей. Кроме записей о жизни и молитвенных подвигах, записаны и чудесные события ее жизни. Господь наделил Евпраксии особыми духовными дарованиями. Немного расскажу о событиях времени ее жизни. Уже упоминала о постройке колокольни, матушка сама ездила за колоколом в Петербург и сопровождала повозку. На половине пути застигла их вьюга с сильным морозом, повозка остановилась в ближайшем селении, ямщика Евпраксия отослала в дом, а сама осталась с колоколом, вверив себя в волю Божию. Среди ночи она почувствовала вокруг себя веяние теплого воздуха, а затем свет, окруживший ее повозку. Выглянув, увидела рядом с повозкой святых Александра Свирского, Сергия и Германа Валаамских с братским участием глядящим на нее. Когда утром ямщики вернулись, не чая увидеть монахиню живой, были удивлены ее здоровым видом и даже снег слегка подтаявший вокруг повозки. Сподобилась она видения Спасителя на облаках, во время частного молебствия в 1812 г., бывшего во дворе уважаемого ею соседа, помещика Томилова, который отправлялся в ополчение. Уважая Евпраксию, Томиловы всегда искали ее благословения во всех семейных нуждах. Неоднократно поселяне видали подвижницу невредимой посреди лесных зверей, обитавших тогда в чаще Абрамовского леса. Как то Евпраксия отправляясь на Абрамовщину споткнулась и переломила правую руку, рука вспухла и повисла. Перепуганные монахини просили ее остаться, но старица не осталась и запретила за собой следовать. К ночи старица возвратилась с целою и здоровою рукою. На вопрос Елпидифоры ответила: «Видишь, маловерная, я совсем здорова».

Через несколько лет после смерти подвижницы стал проходить Крестный ход на Абрамовщину, куда она благоговейно удалялась на молитвы. Даты по старому стилю. Это день 14 сентября. В монастыре Крестные ходы проходили: на р. Волхов для освящения воды 6 января, 1 августа, в праздник преполовения св. Пасхи; 15 августа в главный храмовый праздник вокруг всего монастыря в дни св. Пасхи вокруг Успенской церкви. Кроме того бывали Крестные ходы в окрестные селения в память какого либо события; по просьбе давших обет Господу и Богородицы.

В православной литературе, выпущенной до 1917 в., Игумения Евпраксия упоминается в списке «Русские подвижники 19 века». В начале 20 века монастырь собирал информацию о помощи по молитве к игумении Евпраксии в различных потребах. Подготавливались документы для ее канонизации. Революционные события помешали этому.

Икона явления великомученицы Варвары схиигумении Евпраксии Святая Евпраксия Староладожская, фреска в нижнем храме мужского монастыря, США

При восстановлении монастыря в наше время особая забота была у нынешней игумении Ангелины с сестрами – найти могилу блаженной Евпраксии. По старым фотографиям и записям смогли восстановить точное место, восстановили надгробную плиту и надпись на ней. Со временем прихожане, паломники узнали о старице. Сначала с осторожностью подходили к могиле, спрашивали: «Поможет?». В последние года специально приходят и приезжают помолиться, попросить помощи в семейных, казенных проблемах, в учебе. Круглый год лежат живые цветы, иногда это огромные букеты, иногда один цветок... Кто-то со слезами делиться, в чем матушка помогла; кто-то кланяется и молча тихо отходит от могилки с просветленным лицом... Монастырь продолжил собирать информацию о помощи старицею в нуждах для канонизации. Мы просим, по возможности, писать нам на адрес монастыря.

Панихида на могиле старицы. 2020 г.

2003 г. В первый же год своего пребывания в монастыре, еще до официального его открытия, игумения Ангелина с сестрами нашли остатки сруба колодца. Сам колодец был найден засыпанным и иссякшим. Источник расчистили. Во время первого возобновлённого крестного хода, 27 сентября 2003 года, на месте колодца был совершён молебен. А в январе 2004 года источник ожил. Колодец восстановлен по старым фотографиям: крест и лестница, ведущая к часовне. 11 ноября 2004 года состоялось освящение восстановленного колодца схиигумении Евпраксии. После освящения в колодце, опять, как в прежние времена, не иссякает вода. И каждый год в праздник Крестовоздвижения идёт из Успенского девичьего монастыря крестный ход к колодцу. И снова вода из колодца помогает православным христианам с верою притекающим к целебным водам колодца матушки Евпраксии.

P.S. По информации Арзамасского благочиния Нижегородской епархии:

В 20-х годах XX века Арзамасский Алексеевский монастырь был закрыт. В настоящее время на его территории располагается воинская часть.

В 2016 г. решением митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия было положено начало возрождения Алексеевского монастыря. Городскими властями г. Арзамас монастырю передано сохранившееся здание богадельни, где сейчас и проживают сестры. К сожалению, здание находится в аварийном состоянии и требует значительных вложений. На молитвы сестры ходят в приходской храм во имя Святого Духа, который также требует реконструкции. В 2018 г. храму исполнится 250 лет. В настоящее время Алексеевский монастырь ждет решения от воинской части г. Арзамаса о передачи ряда построек, ранее принадлежавших монастырю.