Записки архивариуса

Священнослужители монастыря

Позвольте начну рассказывать о священниках, которые служили в обители еще до 1917 г. Имена их мы знаем с 1738 года. По монастырю числились два священника, один дьякон и пономарь (псаломщик).

Рассказывая о священниках, начну с того, что кратко процитирую документ 1814 года «ПРИСЯГА ВОЗВОДИМОГО ВО СВЯЩЕННИКИ»:

«… клянуся, что должен и по должности хочу тщатися буду, по хиротонии во священство звание мое бережное проходити со всякою честностию и целомудрием поучати во вверенные мне люди Закону Божию с прилежанием ревности и самому в чтении Божественнаго Писания и вразумлении силы его имянно упражняться неленостно и тщательно, неупиватися, некощунствовати, небесчинствовати. Но всякого в обхождении по деянии благопристойностию блюсти важности, сана моего, а паче, примером благия и не зазорныя жизни руководствовати вверенную мне паству поблагочестию. Клянуся ж пред всемогущим Богом, что вся сия мною обещаемыя написано полную во уме моем, яко провещано устами моими, но в той Силе и в разуме, каковую Силу и разум написанныя здесь Слова чтущим и слышащим являют и сие все утверждаю клятвою моею, буди мне Сердцевидец Бог обещания моего свидетель. Яко не ложное есть, аще же есть ложное и не по совести моей буди мне тот же правосудный отмститель. В заключении же сея моея клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

Присягу эту подписал священник Матфей Вещезеров, тогда ему было 24 года. В документе, представленном в Духовную Консисторию написано:

«Дьякона Ивана Кирилова сын, обучался Латинскому, и Немецкому языкам, Арифметике, Истории и Географии, нотному простому пению, Закону Божию, Риторике, поэзии и философии в Кириллобелозерском Духовном училище; Богословию Догматической и Герменевтической, церковной Истории, физике, Математике, Красноречию и Греческому языку в Новгородской семинарии; ныне обучает в Новоладожском Уездном училище Латинскому и Греческому языкам, Арифметике и церковному уставу. Поведения честного, очень рачителен; произведению его во священники Староладожской Успенской, что в девичьем монастыре, церкви на вакантное место, не находится никаких препятствий, ибо он обязался продолжать учительскую должность и по произведению во священника; женат на дочери новоладожскаго соборного священника Гавриила девице Пелагеи, от роду ей 24 года. Означенный Учитель Матфей Вещезеров Катехезис на память знает твердо и силу онаго разумеет, в чем свидетельствует экзаменатор иеромонах Мельхиседек».

С просьбой назначить его на вакантную должность в монастыре в Духовную Консисторию писала рапорт Игумения Евпраксия такими словами:

«Я о нем довольно известна, а потому охотно его желаю иметь при себе».

Прослужил он в нашем монастыре с 1814 г. по +1844 г. Его сын Гавриил стал священником и тоже служил у нас до своей кончины в 1862 г.; другой сын Василий был псаломщиком при монастыре до 1864 г. И отец и сын были похоронены на Успенском кладбище.

Свяшенник Иоанн Иоаннов Щедров – окончил Новгородскую Духовную семинарию: служил в Успенском монастыре с 1841 года почти тридцать лет, за службу был награжден набедренником. По смерти в 1870 году 7 декабря был похоронен на Успенском кладбище.

Священник Александр Иоаннович Щедров – сын Иоанна Щедрова; окончил С-Петербургскую Духовную семинарию; с октября 1870 года стал служить в Староладожском Успенском монастыре; за хорошую службу награждался набедренником, скуфьей, фиолетовой камилавкой. Еще один сын Иоанна Щедрова - Константин из двойняшек был крещен в храме Успенского монастыря; восприемниками стали: Игумения монастыря Феврония и капитан 2-го ранга Орест Сергеевич Балк. (часть информации по Щедровым прислали их потомки, интересующиеся своей родословной; живут в г. Луга)

Дьякон Иван Веселовский – учился в Новгородской семинарии. С 1815 г. до 1861 г. служил в монастыре. Умер в 1861 году, оставив маленьких детей сиротами. Две его дочери Любовь и Анна были отправлены в С-Петербургский Александринский сиротский институт, где обучились грамоте и белошвейству. А по окончанию вернулись в Старую Ладогу и пришли в Успенский монастырь в 1870 гг. В 1897 г. Анна была пострижена с именем Алипия в монашество; в 1905 г. с именем Лидия пострижена Любовь. Монахиня Лидия умерла 24 мая 1920 г. в возрасте 69 лет, похоронена на Алексеевском кладбище. Монахиня Алипия в 1925 году была ещё жива, ей было 72 года.

Надгробный камень Иоанна Веселовского.

Священник Полетаев Василий Иванович – рукоположен в 1865 г. 26 лет; служил по 1887 г. Из донесения Святейшему Правительствующему Синоду в 1870 г.: «По обозрению Преосвященным Павлом, Епископом Ладожским монастырей в 1870 г. за особое уважение и любовь своих прихожан, и за свою службу заслуживает награды священник Староладожского Успенского монастыря Василий Полетаев». Напомню, что на его 20 летнее служение в 1885 г. мон. Вирсавия подарила о. Василию Евангелие. На книге надпись: «Честнейшему Отцу Протоиерею Василию Ивановичу Полетаеву в день посвящения его 17 марта 1865 года, усердствует монахиня Вирсавия». Нам его передали (подарили) родственники иподьякона Мануила, который много лет служил при архиерее Ташкентском. Вероятно, оно кем-то из монашествующих было взято с собой в ссылку в 1932 г., а в прошлом году эта книга вернулась в монастырь, сохраненная о. Мануилом и его родственниками.

Священник Александр Нилов Листов – служил при монастыре с 1887 г. по 1913 год сын дьякона, в 1888 г. награжден скуфьею за хорошую службу, состоял законоучителем при школе; супруга Ольга Васильевна умерла 1912 г. и похоронена на Успенском кладбище. Через год в 1913 г. 29 ноября рядом с женой положили настоятеля Алексеевской церкви, что при Успенском монастыре, протоиерея Александра Листова. Из истории его рода, присланной праправнуком Сергеем Листовым: в семье Александра и Ольги Листовых родилось 7 сыновей и 2 дочери. Все сыновья пошли по духовной стезе и все, кроме Николая, были репрессированы (расстреляны). Сын Николай был выслан на 101 км в Гдов, затем попал на Валдай, где начал возрождение храма св. апп. Петра и Павла (построенного в 1858 г.); скончался в 1946 г. и был похоронен около этого храма. Сын Николая – Михаил Николаевич Листов – в 1917 г. поступил в Военно–медицинскую академию, но через год был отчислен (из-за «поповского» происхождении); заканчивал учебу в 1-Мединституте; впоследствии стал военным врачом, майор. Второй сын Николая – Иван и дочь Надежда – блокадники. Иван умер от голода зимой 1942 года; работал водителем хлебовозки(!!!). Тело месяц лежало на сборном пункте. Брат каждый день ходил в надежде узнать, куда повезут. Но отвезли ночью – куда не известно.

Листов Николай Михайлович с женой Софьей Михайловной и внуком Михаилом. Михаил Николаевич Листов – военный врач, майор. Иван Николаевич Листов – умер в блокаду от голода.

Псаломщик Симеон Симеонович Дубенский – 1839 г.р.; в Успенском монастыре служил с 1871 г. по 1898 г.; скончался в декабре 1904 г. В 1904 г. Митрополит С-Петербургский и Ладожский Антоний при путешествии для обозрения церквей и монастырей епархии, 13 июля совершил Литургию в Успенском женском монастыре. После посетил квартиру настоятеля, диаконов и заштатного псаломщика Дубенского. Последний несколько лет лежит разбитый параличем и посещение обрадовало старца и ободрило его. Слезы старца вызвали соответствующее настроение у Владыки и от сочувствия утешило старца так, что по уходу Владыки, он постоянно читал молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко…» на устах с которой скончался 3 декабря 1904 г. и был погребен на Успенском кладбище монастыря. 1-ый сын Михаил Семенович Дубенский 1878 г.р., священнослужитель в храмах Новоладожского уезда, в Самсониевском соборе Петрограда; выслан в Вологду; умер ~1935 г. в Вологде; 2-ой сын Виктор Семенович Дубенский – стал служить в Успенском монастыре сначала псаломщиком, после женитьбы в 1901 г. с 1902 г. – дьяконом, а затем рукоположен во иерея. До самой смерти в 1937 г. оставался священником Успенско-Алексеевской общины. Похоронен за алтарем Алексеевской церкви. Его жена Лидия Алексеевна Дубенская дочь протоиерея Алексия Охотина. Окончила Исидоровское училище в Санкт–Петербурге. В марте 1936 г. из с. Пчева, где проживал о. Алексий, он был вызван причащать больного в ближайшее село. При возвращении домой на него напали хулиганы, раздели его до нижнего белья, крича: «держите попа, поп идёт». Без обуви и одежды он шёл несколько километров. От простуды и надругательств он сильно заболел и через несколько дней скончался. Её сестра София Охотина, жена протоиерея Николая Посунько, который служил в г. Ямбурге, в пос. Усть-Ижора, служил в Князь-Владимирском соборе. За отличную и усердную службу был награжден 7 церковными наградами. Был выслан с семьей (пятеро детей) в 1935 г. из Ленинграда в г. Соль–Илецк Оренбургской обл. 21.07.1937 г. осужден и расстрелян. Захоронен в братской могиле в Зауральской роще г. Оренбурга.

Виктор и Лидия Дубенские. Свадебная фотография 1901 г.

У Виктора Семеновича и Лидии Алексеевны родились 4 сыновей и дочь:

Серафим Дубенский и письмо с фронта сестре Варваре. Серафим Дубенский и письмо с фронта сестре Варваре.

У Елены два сына:

  1. Павел Власов, который собрал и предоставил нам информацию о своем роде.
  2. Алексей Власов – закончил Университет химический факультет; служил в армии; был рукоположен в диакона; иерейская хиротония в 2009 г.; закончил С-Петербургскую Духовную семинарию, начинал служение в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Награжден правом ношения набедренника, камилавкою, наперсным крестом, служит в храме «Неупиваемая чаша» на Васильевском острове с 2016 г.
Иерей Алексей Власов.

Вы, наверное, обратили внимание, что всех наших священников погребали в монастыре около Успенского собора, хотя уже действовало Алексеевское кладбище. Да, монахинь, священнослужителей монастыря, их жен и детей хоронили около собора на территории монастыря до 1917 года.

Конечно, малая часть имен представлена в «записках архивариуса». Все же надеюсь, что живших в монастыре и служивших в нем, вы станете теперь принимать не только как имена. Спасибо, уважаемые прихожане, друзья, за ваш интерес к истории нашего монастыря. Даст Господь возможности – осенью расскажу о жизни монастыря в 18-19 в.в. Если есть вопросы – пишите, постараюсь ответить. И очень надеюсь, что откликнутся родственники наших монахинь или священнослужителей. Слава Богу, русские люди стали интересоваться историей своего рода! А я готова поделиться (и делюсь) информацией, которая находится в архиве монастыря. С уважением архивариус Староладожского Успенского женского монастыря Тамара Никитична Гладкова.