Формирование ансамбля
Староладожского Свято-Успенского монастыря
в XIX — начале XX века

Успенский монастырь известен в первую очередь благодаря своему собору — церкви Успения Богородицы — выдающемуся памятнику архитектуры XII века. Остальные монастырские постройки, сохранившиеся до наших дней, относятся к XIX — началу XX века.

Вплоть до начала XIX века все постройки Успенского монастыря, за исключением собора, были деревянными. Начиная с 1820-х годов в монастыре развернулось интенсивное каменное строительство. В 1873 году в западной стене старой деревянной ограды были сооружены каменные Святые ворота. До этого монастырь имел два входа — восточный, с берега реки Волхов, и южный. Устройство новых Святых ворот напротив западного портала собора во многом определило дальнейшее формирование комплекса монастырских построек.

Замена деревянной ограды каменной производилась постепенно и растянулась на три десятилетия. Угловые башни, строившиеся в 1837—1854 гг., в отличие от выполненных в формах классицизма Святых ворот, по своим стилистическим особенностям полностью принадлежат эпохе эклектики.

В линии восточной стены ограды в 1843 году был возведен каменный двухэтажный келейный корпус. Его фасады лишены декоративного убранства и имеют слабовыраженные черты классицизма. Первоначально нижний этаж здания, составляющего часть ограды, прорезал перекрытый сводом проезд, но в 1860 году, когда восточная стена ограды была перенесена ближе к берегу Волхова, проезд заложили.

Появление келейного корпуса не только положило начало формированию восточного фасада монастырского комплекса, но и знаменовало собой важное изменение в жизни монахинь: прежде монахини за свой счет строили небольшие деревянные кельи, теперь же появился общий келейный корпус, хотя обособленные деревянные домики-кельи продолжали существовать.

Значительные изменения в XIX веке претерпел и облик Успенского собора. В 1829 году двухъярусная колокольня, возведенная еще в конце XVIII века взамен деревянной, была надстроена третьим ярусом, что существенно обогатило силуэт монастыря и увеличило его градостроительную значимость. Высота колокольни достигала 32 м.

В 1831—1833 гг. по проекту известного петербургского архитектора А. И. Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. Одновременно подверглась перестройке западная паперть собора, в результате чего паперти придела и собора, а также колокольня, оказались связанными в единую систему объемов.

Очевидно, по проекту Мельникова была построена и небольшая церковь Алексия на кладбище Успенского монастыря.

Наиболее интенсивно строительные работы в монастыре велись в 1854—1864 гг., благодаря энергичной деятельности игуменьи Дионисии. За это время был осуществлен капитальный ремонт собора, построены двухэтажное каменное здание трапезной, монументальный Больничный корпус с Крестовоздвиженской церковью, два каменных одноэтажных здания в юго-западной части монастыря (экипажный сарай с конюшней и баня с прачечной), завершено строительство каменной ограды. Именно в это время ансамбль Староладожского Успенского монастыря сформировался в своих основных чертах.

Здание трапезной построено в 1856—1858 гг. в «русском стиле» по проекту епархиального архитектора К. И. Брандта. Трапезная удачно поставлена на границе перепада высот и особенно эффектно выглядит с востока, с берега Волхова.

Больничный корпус, расположенный на крутом склоне и ориентированный параллельно линии берега, строился в 1860—1862 гг. Авторами его являются архитекторы А. М. Горностаев и К. И. Брандт. А. М. Горностаев, один из крупнейших мастеров «русского стиля», выполнил проект, имевший характер эскизного, впоследствии доработанный К. И. Брандтом, осуществлявшим непосредственное руководство строительством.

В последней трети XIX века в монастыре проводились в основном ремонтные работы, а к началу XX века относится новый подъем строительной деятельности. В это время строится подворье в Петербурге (архитектор В. А. Косяков), а в самом монастыре возводится каменный двухэтажный корпус у западных ворот и перестраивается наиболее разрушенная восточная стена ограды. Эти постройки были возведены по проекту известного петербургского архитектора Н. Н. Никонова. Восточные ворота, имеющие пологую трехцентровую проездную арку и трехлопастное завершение, строились по тому же проекту, что и южные ворота Никольского монастыря в Старой Ладоге.

Строительство монастырских зданий в XIX — начале XX вв. осуществлялось без единого плана, и сформировавшийся комплекс вряд ли можно назвать ансамблем в полном смысле этого слова, но, созданный при участии талантливых столичных архитекторов, он отличается живописностью и определенной степенью единства. Безусловно, наличие вертикальной доминанты — колокольни — придавало ему большую цельность. Разборка колокольни и пристроек, произведенная при реставрации собора в 1956—1958 гг. под руководством А. А. Драги, обеспечила возможность выявления первоначального облика памятника, но привела к появлению диспропорции между главным и второстепенными элементами комплекса.

Е. Е. Глухова (статья в сокращении)