Записки архивариуса

Монахиня Мария (Елизавета Никитична Шахова)

В июле 1899 года в Староладожском Успенском женском монастыре скончалась монахиня Мария (в миру Елизавета Никитична) Шахова. Ученица святителя Игнатия (Брянчанинова), поэтесса, духовная писательница, биограф игумении Старо-Ладожского монастыря старицы Евпраксии и игумении Спасо-Бородинской обители Марии (Тучковой), дальняя родственница И.С. Тургенева.

Елизавета Шахова родилась в обедневшей семье старинного дворянского рода, жившей благочестиво и замкнуто. Елизавета, не отличавшаяся крепким здоровьем, получила домашнее образование под руководством матери и старшей сестры. С детства начала писать стихи. Когда девочке исполнилось 12 лет, умер отец, и семья оказалась в стесненных обстоятельствах.

Вскоре Е. Шахова прославилась необычно ранним выступлением на литературном поприще. В 1837 г. была издана первая книжка ее стихотворений, тогда девушке едва исполнилось 15 лет. Талантливую девушку поддержала Российская Академия, наградив автора денежной премией. К сожалению, скудность денежных средств вынудила семью переехать в Москву. В Москве любители просвещения с воодушевлением приняли поэтессу. Но, как пишет в своих воспоминаниях Елизавета: «в самый расцвет всех надежд на земное счастье, я услышала в ночном молении пред чудотворной семейной иконою Спаса Нерукотворного чудный Глас с Евангельскими словами: «Придите ко мне вси труждающиеся и обременении и аз упокою вы». Я поняла это промыслом Божием, указующего мне вступить в монастырь». Первые три года новоначальной монастырской жизни были проведены в Спасо-Бородинском монастыре. Когда обитель посетил архимандрит Игнатий Брянчанинов, то нашел Елизавету в состоянии искушения унынием. Беседа с архимандритом воскресила дух послушницы и по ее просьбе была принята им под руководство. Это был глубокий аскет и опытный наставник внутреннего делания.

По благословению святителя Игнатия послушница Елисавета переходит в Старо-Ладожский монастырь под руководство опытной старицы монахини Августы (Козьминой), где она четырнадцать лет «занималась чтением и списыванием с древних рукописей св. Отцов по церковному и русскопечатному шрифту».

Монахиня Августа – в миру Александра Козьмина, из дворянского сословия, пришла в Успенский монастырь в 1823 г. в возрасте 48 лет с согласия своих родителей; духовная дочь святителя Игнатия Брянчанинова.

В начале 60-х годов произошел конфликт в отношениях монахини Августы с начальством Старо-Ладожского монастыря, и святитель Игнатий благословил свою духовную дочь Августу искать новое место для прохождения монашеского пути. Послушница Елизавета просит отпустить ее вместе с монахиней Августой, своей духовной матерью и как помощницу, т.к. монахиня Августа была уже в преклонных летах, 85 лет. Попечение о них святитель поручает своему ученику игумену Череменецкого Богословского мужского монастыря Антонию (Бочкову), духовному писателю и поэту. Но на протяжении всей своей жизни связь между Елисаветой и святителем Игнатием не прекращалась: они вели постоянную переписку, посвященную как духовной жизни, так и творческой деятельности. Объездив достаточно много обителей, почти не имея средств к существованию, послушница Елисавета со своей духовной матерью прибыла в Тверской Рождественский монастырь, где они были радушно приняты игуменией Марией (Игнатьевой), которая, как напишет в своей «Автобиографии» Елисавета, «совершенно успокоила у себя». Здесь в 1863 г. по благословению святителя Игнатия Елисавета (Шахова) приняла постриг в мантию с именем Мария.

В этот период времени Елисавета (Шахова) вновь начинает публиковать свои произведения: в 1860 году она печатается в журнале «Странник», где публикует жизнеописание схиигумении Старо-Ладожского Успенского монастыря Евпраксии, а в 1862 г. – стихотворные переложения песнопений пасхальной утрени, а также жизнеописание игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). Под руководством духовного отца и опытной в духовной жизни старицы дарованные Елисавете таланты раскрылись и приумножились на пути монашеском.

С 1863 по 1871 годы монахиня Мария занималась и педагогической деятельностью, о чем пишет в «Автобиографии»: «По пострижении моем в мантию с наречением Марией с 1863 года назначила меня начальницею монастырского училища девиц духовного звания. Воспитательно-учебное дело мое шло с таким успехом в течение шести лет, что обратило на меня внимание всего тверского общества и было доведено до сведения государыни императрицы Марии Александровны. В 1868 году я была переведена по вызову начальника Северо-Западного края митрополита Иосифа (Семашко) наставницей Виленского Мариинского монастырского училища для дочерей служащих в крае православных чиновников и священников». В этом же монастыре старица Августа, будучи уже тяжело больной и ослепшей, приняла схиму. В скором времени Господь принял ее в небесной обители.

В 1871 г. в ее управление передают Покровскую общину сестер милосердия на Большом проспекте Васильевского острова.

В 1873 г. из-за ухудшившегося состояния здоровья монахиня Мария просит отпустить ее на покой и возвращается в Старо-Ладожский Успенский монастырь, о котором много лет печалилась и скучала, когда-то вместе со старицей Августой. Там, поселившись в собственном доме, средства на который великодушно собрали между собой сотрудники общины за ее ревностную службу, подвизается до последних дней своей земной жизни. Как затем мать Мария напишет в своей «Автобиографии», она «свободнее стала заниматься духовною литературой». В 1877 г. мать Мария издает поэму в драматической форме на библейский сюжет – «Юдифь». Много стихов посвящено монашеской жизни, монастырю, Старой Ладоге. Все свои поэтические произведения писательница подписывала, преимущественно, своим мирским именем, а публикации на духовные темы – монашеским.

В 1896 г. монахиня Мария приняла схимнический постриг с именем Елисавета. Скончалась схимница 5 июля 1899 г. и была погребена в Старо-Ладожском Успенском монастыре. Могила до нашего времени не сохранилась.

В 1911 г. внучатый племянник Е. Шаховой, Н.Н. Шахов, впервые собрал ее поэтические опыты и опубликовал «Собрание сочинений в стихах Елизаветы Шаховой». Он же передал в 1914 г. в Пушкинский Дом рукописи и издания произведений Е. Шаховой, оставшиеся ему в наследство.

Н.Н. Шахов разыскал архив матери Марии в Старо-Ладожском женском монастыре, где она окончила свой жизненный путь. В 1915 г. Н.Н. Шахов и эти, найденные им материалы передал на хранение в Пушкинский Дом: вместе с прежним поступлением они и составили фонд Е.Н. Шаховой.

УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (отрывок)

На низменном холме стоит старинный храм,
Над исторической рекою Новаграда,
Весь белый, выступил из-за зеленых рам
Деревьев вековых соседнего посада;
Внизу, по берегу, идет кирпичная ограда,
С двумя воротами, и — башни по углам.
За каменной стеною, серея, видны кровли
Отдельных домиков; тут втиснут монастырь,
Меж двух слобод, — где склад и сбыт торговли
Наполнили молвой береговой пустырь…
Не место, кажется, здесь было для вселенья
Избрать отшельницам обители святой!
Но шел за веком век, сменялись поколенья,
И — оглашаемый житейской суетой, —
Вокруг, со всех сторон, с реки и с суши,
Владычицы Успения удел,
Храня врученные от Господа Ей души,
Подобно Ноеву ковчегу уцелел.