Записки архивариуса

История

Историю монастыря начну с 1611 г. К сожалению, информация об обычной жизни монастыря до этого года у нас нет. Есть исторические официальные факты, а я рассказываю просто о тех людях, их служению Богородице, их жизни в обители. О каких то годах очень мало информации, о других годах подробная.

В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги.

После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси.

Означенный выше сего Успенский девичий монастырь построен в древние времена, как значится в грамоте данной от царя и великого князя Михаила Федоровича всея России, в которой между протчего объяснено: что по челобитью означенного монастыря строителя старицы Акилины с сестрами, Его царское Величество по елику же по разорении шведами Великого Новогорода и с прочими к нему принадлежащими городами разорены и сия обитель, а в прошлом де 7125–м году Новгород с пригородами от шведов обратно отданы: приказал по прозьбе означенного старицы монастырь возобновить, сестер собрать, прежние вотчины и прочие угодья отдать для содержания монахинь.

Старица Марфа отвечала за монастырь в 1628 г. – при ней в монастыре подвизалось 25 сестер.

Строительница Параскева

При ее управлении к Успенскому собору с северной стороны пристраивается Благовещенский придел. Он соединен с соборною церковью небольшою аркою с двойными дверями и окном с переплетом. Алтарь придела занимает выступ, отделанный иконостасам. При освящении Благовещенского придела в 1639 году положен антиминс. На нем посредине восьмиконечный крест на горе о двух ступенях; по сторонам креста копие и трость, внизу изображение Адамовой главы. Надпись на антиминсе гласит:

«Освятися святыня Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Честнаго и славнаго ея благовещения освящена быть церковь сия…..»

Игумения Сусанна управляла монастырем с 1715 г. по 1739 г. При управлении ею монастыря подвизались монахини: Капиталина – казначея, Александра, Иулиания, Екатерина, Татьяна, Евфимия, Софья; белицы: Евдокия, Матрона, Феодосия, Анна, Марфа. Бывшего новгородского Зверева монастыря игумения Марфа. Жили они в 12 келиях.

При ней в монастыре «под караулом» находилась первая жена императора Петра Великого, царица Евдокия Федоровна Лопухина (в монашестве Елена). Для ее проживания там, по приказу Петра выстроен вокруг дома, где царица проживала, оградой двойной полисад (ограда из двойных высоких бревен. Охрана размещалась за оградой в доме. Общаться с опальной царицей могли игумения и 2 старшие монахини. С собой у царицы находилась святыня рода Лопухиных – Крест-мощевик, покидая после смерти Петра 1 в 1725 г. монастырь, эту родовую святыня царица увезла с собой. Царь Петр 1 навещал свою супругу; оставлял ей сладости из походного сундучка. Не любил, но, наверное, жалел… В память о своем пребывании здесь царицею одной сестре была подарена небольшая икона «Троеручица», еще во второй половине 19 века икона находилась в келии одной из сестер, а потом следы ее затерялись.

Кстати, ее предок Лопухин Яков Потапович в 1648 году был воеводой в Старой Ладоге. (А роду Лопухиных в 2020 г. исполнилось 1000 лет; за это время 44 человека этого рода построили 58 церквей и 3 монастыря; В Великой Отечественной войне защищали Родину 5 представителей рода).

А вот история с двойным полисадом: царица уехала, в домике поселилась монахиня, полисад начал ветшать, но… указа о его сносе не было. Игумения стала писать в Духовную Консисторию о разрешении разобрать ограду; из Консистории рапорт отправляют в Синод… молчание в ответ. Брать на себя решение о сносе остерегаются, кто может отменить указ Петра 1? Еще в 1732 г. ветхий полисад был, а потом, так и не дождавшись разрешения на его снос, потихоньку был растащен на дрова.

Игумения Александра (Обернибесова), игуменствовала 9 марта 1740 г. по ✝ 27 марта 1749 г. Похоронена в монастыре. В истории Тихвинского уезда упоминается несколько помещиков с этой фамилией (Абернибесовы – Обернибесовы), вероятно, она из этого рода. Игумения Евфимия, с 1 сентября 1761 г. по 1775 г.

К этим годам по доношению в Новгородскую Духовную Консисторию игумении в Успенском девичьем монастыре «церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы с приделами Благовещения Пресвятыя Богородицы и великомученицы Варвары камены; ограда и келии деревянные. В нем Игумения Евфимия, казначея Фекла, редовые (так писали) монахини: Максимилла, Евпраксия, Павла, Анфиса, Александра, Анастасия, Елизавета, Евдокия. Оные все монашествующие из великороссиянок, а малороссийских никого не имеется.

При указе белиц присланных из Санкт-Петербургской Духовной Консистории две: вдова Меланья Максимова, девица Овдотья Григорьева.

«На сверху того по указу ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА прислано из Новгородской Духовной Консистории минувшего июля 9 дня сего 1764 года велеко Олонецкому Духовному правлению перевесть оставшихся за штатом в сей монастырь. Оным повелено было на собственном их содержании до разсмотрения».

Священно и церковнослужителей: священник Онисим Васильев, диакон Иаков Иванов, дьячок Иван Флоров, пономарь Иван Михайлов. А для работ служителей никого не имеется. Довольствие Игумения с сестрами, так и трудники с причетниками получали из имевшейся при том монастыре пашенной земли, которой имелось в разных местах 265 четвертей с осьминою, на которую землю и крепости (документы) в коллегию Экономии чрез Новгородскую Духовную Консисторию отправлены.

«А положенной по штату денежной суммы оные монашествующие с причетниками никакого числа ни откуда не получали и в сей своей ведомости мы Игумения с сестрами показали самую сущую правду под страхом заложить указанного штрафования. сентября 10 дня 1764 года».

Игумения АЛЕКСАНДРА (Шубина)

Игуменствовала с 5 января 1775 по 13 ноября 1778 г.; ✝ 27 октября 1797 г. Похоронена в Сырковом монастыре с южной стороны собора.

«Природою была Смоленского шляхетства; с младых лет взошла в монастырь Смоленский и пострижена в оном же; взята Указом в Смольный монастырь и посвящена Игумению в Ладогу и переведена Игумению в Сырков монастырь и взята восприемицею Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны «супруга Императора Александра 1. бракосочетание 28 сен. 1793 г.»

При ее игуменстве в Успенском монастыре по ее прошению из Государственной Коллегии Экономии предоставляются пятьсот рублей для постройки новых келий для игумении и сестер, так как старые пришли в ветхость.

По прошению игумении и сестер в 1778 году к Гавриилу архиепископу Новгородскому и Санкт-Петербургскому архимандриту Свято-Троицкой Александроневской лавры из упразненного Староладожского Никольского монастыря 24 марта 1778 г. перевезен большой колокол 20 пудов в Успенский девичий монастырь.

Ее имени коснулась легенда связанная с одной из самых загадочных страниц истории нашего Отечества - с кончиной Государя императора Александра 1 и его супруги Елизаветы Алексеевны. Некоторые исследователи утверждают, что Елизавета Алексеевна не умерла в 1826 г., а окончила свой жизненный путь под именем новгородской подвижницы благочестия Веры Молчальницы в 1861 г. Похоронена в новгородском Сырковом монастыре у стены Владимирского собора с южной стороны. Незадолго до своей кончины Вера Молчальницы указала место, где она просит положить свое тело, жестами показав, что около дорогого человека. Это рядом с могилой игумении Александры, которая была восприемницею Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны супруги Императора Александра 1. при бракосочетание 28 сен. 1793 г. и присоединения её к православию.

С 1750 г. по 1778 г. количество монашествующих по монастырю числилось: 1 игумения, 1 казначея, монахинь от 5 до 10 человек.

Могила Веры Молчальницы, подвижницы благочестия у стены Владимирского храма Сыркова монастыря